Весной 2024 года в России начнет маркироваться красная и черная икра. Об этом сообщается в Постановлении Правительства № 2028. В статье расскажем, какая икра подлежит маркировке и как подготовиться к работе по новым правилам.
До конца марта 2024 года проходит эксперимент по добровольной маркировке. Производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы могут подать заявку на участие.
Сроки и этапы запуска обязательной маркировки икры
Свежие новости:
- С 1 апреля 2024 г. — старт обязательной регистрации в системе маркировки Честный Знак. Участники оборота товаров должны подать заявление на регистрацию в системе маркировки начиная с 1 апреля 2024 г., но не позднее 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления участником оборота икры деятельности, связанной с вводом в оборот или оборотом, и (или) выводом из оборота икры;
- С 1 мая 2024 г — обязательная маркировка средствами идентификации (СИ) икры и включение платности кодов маркировки. Поставлять икру только с уже нанесенными кодами маркировки. Все сведения должны быть переданы в ГИС МТ.
- С 1 апреля 2025 г. — обязанность передачи сведений о выводе из оборота путем розничной продажи с применением контрольно-кассовой техники (ККТ). Участникам требуется обеспечить сканирование кодов маркировки на кассе при продаже маркированной продукции и передачу сведений о продажах в систему маркировки с использованием онлайн-касс;
- С 1 апреля 2025 г. по 31 мая 2026 г. (включительно) - появляется обязанность передачи сведений об обороте икры осетровых и икры лососевых, а также о выводе товаров из оборота по основаниям, не являющимся продажей в розницу для всех участников оборота (объемно-сортовой учет). С этой даты все участники оборота должны использовать электронный документооборот (ЭДО) в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции;
- С 1 октября 2025 г. (для производителей и импортеров) наступает обязательная сверка документов с системой ФГИС ВетИС. Сверка выполняется по документу «Ввод в оборот», которые направляют в систему маркировки производители и импортеры. По данной сверке будет выполняться сравнение объема вводимой продукции в оборот с объемом продукции, указанным в соответствующем ветеринарном сопроводительном документе (производственный либо транспортный ВСД). Если продукция вводимая в оборот будет превышать объем указанный в ВСД более чем на 2%, то ввод в оборот будет обработан с ошибкой.
- С 1 июня 2026 г. — появляется обязанность передачи сведений об обороте и выводе из оборота икры осетровых и икры лососевых (поэкземплярный учет). С указанной даты все участники оборота должны передавать в систему маркировки сведения о каждой единице маркированного товара (о конкретном коде маркировки) при обороте икры осетровых и икры лососевых, а также, при выводе товаров из оборота по основаниям, не являющимся продажей в розницу.
Выпуск таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта немаркированной икры, приобретенной ранее 1 мая 2024 г., допускается до 31 мая 2024 г. Это значит, что ввоз немаркированных товаров, приобретенных за пределами Российской Федерации (РФ) до 1 мая 2024 г., допускается до 31 мая 2024 г. (включительно). В случае необходимости участник может промаркировать данные товары.
При наличии по состоянию на 1 мая 2024 г. на территории РФ нереализованной икры, произведенной или ввезенной на территорию РФ до 30 апреля 2024 г. (включительно), реализация икры без маркировки СИ допускается до окончания срока годности этой икры.
Какая икра подлежит маркировке в «Честном знаке»
Наносить маркировку необходимо на лососевую и осетровую икру, а также на икру в ястыках. Новые требования распространяются на любые упаковки, в которых икра передается между юридическими лицами и ИП: жестяные, стеклянные, пластиковые банки и контейнеры, коробки.
ТН ВЭД ЕАЭС — код товара для импортеров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
ОКПД 2 — код товара для производителей по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Вид икры |
ТН ВЭД ЕАЭС |
ОКПД 2 |
Осетровая (черная) |
1604 31 000 0 |
10.20.26.111 10.20.26.112 |
Лососевая (красная) |
1604 32 001 0 |
|
Ястычная икра осетровых и лососевых рыб |
0305 20 000 0 0302 91 000 0 0303 91 100 0 0303 91 900 0 |
Как подготовиться к маркировке?
Обязательные этапы подготовки показаны в таблице
Этап |
Срок |
Подать заявление на регистрацию в системе "Честный знак". Тем, кто на 31 марта 2024 года будет участником эксперимента, повторно регистрироваться не нужно |
По общему правилу с 1 апреля 2024 года, но не позже 7 календарных дней c даты начала деятельности (например, по обороту икры) |
Направить оператору системы электронную заявку на удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии |
После регистрации в системе, но с учетом срока следующего этапа, поскольку для его выполнения нужен доступ к этому устройству |
Подготовить программно-аппаратные средства к работе с системой и направить оператору заявку на тестирование |
Не позже 15 календарных дней с даты регистрации |
Протестировать информационное взаимодействие |
Не позже 15 календарных дней с даты выполнения предыдущего этапа |
От А до Я: подготовка к маркировке
Для того чтобы подготовиться к введению маркировки, необходимо выполнить следующие шаги:
-
Получить квалифицированную электронную подпись (КЭП), которая позволит вам работать с электронными документами.
-
Пройти регистрацию в системе "Честный ЗНАК", чтобы получить доступ к вашему личному кабинету на сайте.
-
Подписать договор с оператором электронного документооборота (ЭДО), что необходимо для обмена документацией в электронном виде как с контрагентами, так и с самой системой "Честный ЗНАК".
-
Осуществить интеграцию вашей товароучетной системы с личным кабинетом в системе "Честный ЗНАК" для удобства учета и контроля за маркированными товарами.
Эти шаги являются обязательными для всех участников рынка, которые работают с маркированной продукцией, в том числе и икрой.
Для производителей
Производителям нужно зарегистрироваться в компании «ГС1 РУС» и описать свои товары в Национальном каталоге. На каждую единицу продукции будет оформлен GTIN — универсальный код товара, позволяющий идентифицировать предмет торговли. Затем — заказать коды Data Matrix (GTIN — их составная часть).
Также производителю нужен регистратор эмиссии — криптографическое программно-аппаратное средство для генерации штрихкодов. ЦРПТ предоставляет его бизнесменам удаленно и бесплатно во временное пользование.
Как маркировать товары?
Производитель |
Импортер |
Производитель регистрирует товар в системе «Меркурий», оформляя ветеринарно-санитарные документы (ВСД). После заказывает в системе «Честный знак» уникальные коды для маркировки продукции. Следующий шаг – печать и наклейка этикеток с этими кодами на товары. Завершающий этап – это отправка отчета в «Честный знак» о том, что товары готовы к продаже, с привязкой к ним соответствующих ветеринарно-санитарных документов. | Импортер производит и регистрирует товар в «Меркурии», заказывает коды маркировки в «Честном знаке», отправляет их или файл для печати этикеток иностранному поставщику для наклейки на товары. После таможни отчитывается в «Честный знак» о вводе товаров в оборот, связывая ВСД с кодами. |
Как отгружать большие партии товаров?
Можно объединить их в одну транспортную упаковку партию одинаковых товаров. Для этого создается отдельный код транспортной упаковки. В «Честный знак» надо сообщить о кодах маркировки всех товаров, которые входят в упаковку.
Агрегирование делает процесс сканирования быстрее – нет необходимости сканировать Data Matrix на каждой упаковке икры, достаточно просканировать одну общую этикетку, содержащую все коды партии.
Как продавать
Производитель или импортер отправляет покупателю электронный УПД:
при объемно‑сортовом учете (ОСУ) — без кодов, но с указанием GTIN и количества кодов маркировки;
при поэкземплярном учете — со всеми кодами с упаковок икры.
Покупатель принимает товары и подписывает УПД по ЭДО. После этого оператор ЭДО сам отправляет УПД в систему «Честный знак», и коды переходят на баланс покупателя.
Для представителей торговли
Оптовики и розница должны заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД) на передачу сведений о проданных товарах в Честный ЗНАК. Также нужно настроить товароучетную систему для работы с маркированной продукцией, обновить прошивку онлайн-кассы.
Как выглядит код DataMatrix и куда его наносить?
Чтобы маркировочное обозначение на этикетке или крышке продукции было верным, его необходимо заказать в ГИС МТ – оно представляет собой набор цифр + QR-код, где:
Номер GTIN – набор цифр, присваиваемый каждой отдельной единице товара (помогает отслеживать продукцию).
Индивидуальный серийный номер – числовой показатель, присваиваемый каждому отдельному товару или его упаковке при проведении процедуры маркировки.
Код DataMatrix – обязательный формат штрихкода, предназначенного для кодирования и хранения информации в форме квадратной матрицы.
Код проверки – это номер, который помогает понять, не является ли товар подделкой или контрафактом.
Куда наносить?
Код Data Matrix обычно наносится на упаковку товара таким образом, чтобы он был легко доступен для сканирования на кассе при продаже. Это может быть внешняя сторона упаковки или специальная этикетка, прикрепленная к продукту. Важно, чтобы код был хорошо виден и не поврежден, так как он содержит всю необходимую информацию о товаре, включая его наименование, стоимость и другие сведения, необходимые для продажи и учета в системе мониторинга.
Для работы с маркированными товарами, включая икру, торговые точки должны быть оборудованы современными кассовыми аппаратами, поддерживающими версию прошивки ФФД 1.05 и выше, а также 2D-сканерами, способными считывать как линейные, так и двухмерные коды.
Необходимое оборудование для маркировки
Для маркировки товаров необходимо оборудование, которое позволяет наносить и считывать специальные маркировочные коды, а также обеспечивать их учет и контроль. В зависимости от потребностей и объема производства, могут использоваться различные виды оборудования:
Термотрансферные принтеры - используются для нанесения маркировки на различные материалы с помощью технологии термотрансферной печати. Они обеспечивают высокую устойчивость изображения к внешним воздействиям.
Ручное и автоматическое оборудование для маркировки - позволяет наносить коды на продукцию вручную или автоматически. Ручные аппараты подходят для малых объемов производства, тогда как автоматические системы используются на крупных предприятиях для ускорения и оптимизации процесса маркировки.
2D-сканеры - необходимы для считывания маркировочных кодов на различных этапах оборота товара. Могут быть как проводными, так и беспроводными, с различными функциональными возможностями.
Терминалы сбора данных - устройства для оптимизации учета и контроля за маркированными товарами. Используются для считывания, сохранения и передачи данных о маркировке в товароучетную систему.
RFID-сканеры - применяются в некоторых специализированных областях, например, в продаже шуб, для проверки меток перед нанесением на продукт.
Онлайн-кассы и смарт-кассы - для реализации маркированных товаров через розничные точки. Должны иметь возможность подключения 2D-сканера для считывания маркировочных кодов.
Выбор конкретного оборудования зависит от объема производства, специфики товаров, бюджет и требований к маркировке. Важно учитывать возможности интеграции оборудования с существующими системами учета и контроля.
Штрафы за работу без маркировки
За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность. После введения обязательной маркировки икры Роспотребнадзор будет штрафовать нарушителей и конфисковать нелегальный товар.
Полный перечень штрафов — на сайте «Честного знака».
Нарушение |
Административная ответственность |
Уголовная ответственность |
Приемка и продажа икры без кодов маркировки |
Конфискация продукции и штраф: 5 000–10 000 ₽ — для должностных лиц и ИП; 25 000–150 000 ₽ — для малого бизнеса; 50 000–300 000 ₽ — для среднего и крупного юрлица |
Штраф до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет — за преступление в особо крупных размерах и в случае сговора |
Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт с поддельными кодами |
- |
Штраф до 300 000 ₽ или от 3 до 6 лет лишения свободы со штрафом |